Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Жанры фотоискусства [2]
Все жанры фотоискусства
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Суббота, 18.05.2024, 23:22ГлавнаяРегистрацияВход
    Фотомир
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Как выбрать объектив

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТИВОВ



     


    К самым востребованным и активно используе­мым в фотографической
    практике параметрам объектива относятся его фокусное расстояние, угол
    зрения и относительное отверстие. Физи­ческий смысл этих оптических
    характеристик мы рассматривали на наглядных примерах, со схемами и
    формулами в статье "Объективно об объективах» зимнего выпуска (№34
    (191/2004) каталога "Потребитель. Фототехни­ка и видеокамеры", поэтому в
    данной статье лишний раз повторяться не будем. А вот на подробностях
    использования этик терминов остановимся еще раз, более детально.


     


     



    ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА



     


    ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА - одна из его наиболее важных
    характеристик. По величине фокусного расстояния (естествен­но, с учетом
    размеров матрицы цифрового или кадра пленочного аппарата) можно судить о
    «крупности» изображения объекта съемки на получившейся фотографии. Чем
    больше фокус­ное расстояние объектива, тем более крупным, приближенным,
    будет изображение объекта съемки на фотографии. И наоборот, при
    умень­шении фокусного расстояния угол, захватывае­мый объективом,
    увеличивается, и в кадр мож­но вместить более широкую панораму. В
    соответствии с фокусным расстоянием объек­тива (точнее - с углом зрения
    объектива} в фо­тографической практике принято различать следующие
    категории оптики.


     



    Нормальный (стандартный) объектив -это
    объектив, имеющий средний (порядка 40-50 градусов по диагонали кадра)
    угол зрения при использовании на фотоаппарате с соответ­ствующим
    размером кадра или матрицы. В сис­темах фотоаппаратуры, рассчитанной на
    приме­нение привычной нам 35-мм перфорированной фотопленки «тип 135»
    (размер кадра 24x36 мм), нормальным будет считаться объектив, имею­щий
    фокусное расстояние примерно от 40 до 55 мм Наиболее же распространенные
    стандарт­ные объективы для таких систем - это объекти­вы с фокусным
    расстоянием 50-52 мм. Такой объектив в большинстве случаев воспроизводи'
    на снимке перспективу наиболее естественно и привычно для нашего
    зрения. Иными слова ми, нормальный объектив передает относи тельно
    широкую панораму, а масштабные соот­ношения объектов съемки остаются
    таковыми, какими их видит наш глаз.


     


    Выполняя съемку объективом с нормальным (для размеров кад­ра)
    фокусным расстоянием, достаточно легко добиться впечатления
    естественности и привыч­ности восприятия перспективы. Такой подход
    позволяет при съемке максимально сосредото­чить внимание зрителя именно
    на естествен­ном, оптимальном балансе объекта съемки и окружающего его
    пространства, не отвлекая внимание ни искаженной перспективой, ни
    из­лишним отделением переднего плана от задне­го.


     



    Объективы с меньшим, чем у нормального, фокусным расстоянием и углом
    зрения по диагонали кадра 60 градусов и более носят назва­ние широкоугольных.
    К примеру, в системах пленочных камер с кадром размером 24x36 мм
    «широкоугольниками» принято называть объе­ктивы с фокусным расстоянием
    35 мм и менее. Широкоугольный объектив полностью оправ­дывает свое
    наименование, поскольку более широкий, чем у нормального, угол зрения
    тако­го объектива позволяет вместить в рамки кадра значительно большее
    пространство, захватить гораздо более широкую и впечатляющую пано­раму.
    При этом, естественно, происходит и зна­чительное изменение характера
    передачи пер­спективы в сравнении со стандартной оптикой. Предметы на
    заднем плане становятся меньше по размеру в сравнении с передним планом.
    К тому же и глубина резкости субъективно уве­личивается (во-первых,
    из-за того, что предме­ты на заднем плане изображаются визуально более
    четкими, а во-вторых, из-за конструктив­ных особенностей большинства
    широкоуголь­ных объективов).


     


    Широкоугольная оптика не­заменима при съемках в условиях
    ограниченного пространства (например, в интерьерных съемках). Также она
    более чем вос­требована в бытовой любительской съемке. Са­мые
    распространенные любительские сюжеты типа «мы все вместе за праздничным
    столом» и «я и горы» без широкоугольника просто не получаются.


     



    Длиннофокусными (или телеобъектива­ми)
    называют объективы с большим, чем стан­дартные, фокусным расстоянием
    (более 80 мм для камер с размером кадра 24мм х 36мм). Та­кие объективы
    имеют меньший угол зрения (не более 30 градусов по диагонали кадра) и
    позволяют «приблизить» объект съемки, давая при той же дистанции съемки
    заметно более круп­ное, увеличенное изображение. Поэтому одно из важных
    применений длиннофокусной опти­ки - это портретная съемка Ведь избежать
    ис­кажения пропорций лица человека можно лишь в том случае, если
    дистанция съемки со составляет примерно полтора-два метра. А на таком
    расстоянии стандартный и, тем более, ши­рокоугольный объектив даст
    достаточно мелкое изображение. И только применение длиннофокусной оптики
    дает возможность од­новременно получить и правильные, естествен­ные
    пропорции лица и фигуры человека, и до­биться наиболее выразительной и
    сбалансированной композиции кадра. Детали на заднем плане при съемке
    длиннофокусным объективом изображаются в более крупном масштабе, а
    поэтому падение четкости и детализации изображения заднего плана
    становит­ся гораздо заметнее.


     



    Длиннофокусный объек­тив - это отличный инструмент и в том случае,
    когда к объекту съемки невозможно (или за­труднительно) подойти поближе,
    чтобы сфотографировать его в достаточно крупном масшта­бе, или когда
    возникает необходимость акцентировать внимание на каких-то неболь­ших
    деталях и крупных планах объекта съемки, отрезав и размыв до
    неузнаваемости ненужный задний план. Кроме того, телеобъективы
    совер­шенно по-особенному передают перспективу, «сплющивая» ее и
    сокращая расстояния между передним и задним планами. Наиболее близко к
    нашему восприятию запруженную машинами дорогу, теряющуюся в дымке
    тропинку, уходящие вдаль рельсы или ровный ряд фасадов до­мов лучше и
    легче всего передать именно с по­мощью длиннофокусной оптики. Чем
    сильнее фокусное расстояние длиннофокусного объектива отличается от
    стандартного, тем более за­метным будет укрупнение главного объекта
    съемки на будущей фотографии, и тем более спрессованной будет
    восприниматься перспек­тива на снимке.


     



    Вторая важная характеристика объектива (точнее - пара характеристик),
    на подробном описании которой мы бы хотели остановить­ся, - это угол
    поля изображения объектива и угол зрения объектива на пленке (или
    матри­це) фотоаппарата.


     


     



    УГОЛ ЗРЕНИЙ ОБЪЕКТИВА



     


    УГОЛ ЗРЕНИЙ ОБЪЕКТИВА - это величина, определяемая соотношением
    фокусного рас­стояния объектива и размером матрицы (или кадра пленки)
    фотоаппарата.





     


    Чем меньше фокусное расстояние объекти­ва, и чем больше размеры кадра
    пленки или матрицы, тем более широкая панорама сможет уместиться в
    пределах кадра. И наоборот, при увеличении фокусного расстояния
    объек­тива и уменьшении размеров матрицы (кадра пленки] изображение на
    фотографии будет представлять собой более узкий, ограниченный рамками
    кадра «взгляд» на окружающую дейст­вительность. Угол зрения пары
    объектив - мат­рица (или объектив - кадр пленки) зависит ис­ключительно
    от размеров матрицы (кадра) фотоаппарата и фокусного расстояния
    объекти­ва. (Это правило не срабатывает только в од­ном единственном
    случае - для сверхшироко­угольного объектива специальной конструкции
    типа "рыбий глаз», предназначенного для по­лучения особого «вывернутого»
    изображения.)


     


    Угол зрения каждого объектива, приводимый в большинстве таблиц и
    справочников, обычно указывается исходя из размера диагонали кад­ра
    пленки (или матрицы), для работы с которы­ми объектив предназначен. К
    примеру, угол зрения объективов для 35-мм системных пле­ночных
    зеркальных аппаратов рассчитывается, исходя из размера диагонали
    стандартного (24x36 мм) кадра пленки и составляющего Око­ло 43 мм.
    Однако если этот же объектив устано­вить на соответствующую цифровую
    системную зеркалку с матрицей уменьшенного размера. . то угол зрения
    того же самого объектива уже будет заметно меньше. Иными словами, один и
    тот же объектив при работе с кадром меньше­го размера станет как бы
    «длиннофокуснее».


     



    Вполне логично было бы продолжить наши рассуждения и в «обратную»
    сторону. То есть предположить, что при увеличении размера матрицы (кадра
    пленки) угол зрения объектива соответственно увеличится. Однако так
    можно предполагать лишь в случае «идеального» объ­ектива. В реальной
    жизни, конечно, идеальных объективов не существует. А у каждого
    реаль­ного объектива в качестве одной из важных оп­тических
    характеристик. Выступает угол поля изображения (и связанный с ним размер
    поля изображения объектива). Эти параметры опи­сывают максимальный
    размер изображения, которое может построить объектив на пленке или
    матрице.


     



    Если размер матрицы (или кадра пленки) хотя бы немного превысит
    размер поля изображения объектива, то по углам фотогра­фии будет
    наблюдаться заметное падение рез­кости. Значительное несоответствие
    размера поля изображения и размера кадра может даже привести к так
    называемому "виньетирова­нию», то есть затемнению краев кадра. Поэтому
    для предотвращения подобных проблем обяза­тельно соблюдение важного
    правила - исполь­зовать только те объективы, размер поля изо­бражения
    которых больше, чем диагональ кадра.


     



    Для наглядной иллюстрации этого эффекта приведем в пример три
    объектива с одинако­вым фокусным расстоянием, но построенных по разным
    оптическим схемам и рассчитанных для применения на фотоаппаратах с
    различным размером кадра - Flektogon 50мм f/4 (широ­коугольный объектив
    для среднеформатных камер с размером кадра 6х6см), Canon EF 50 мм f/1.8
    (стандартный объектив для 35-мм ка­мер с размером кадра 24x36 мм) и
    Zuiko Digital ED 50 мм f/2.0 Macro (длиннофокусный макро-объектив для
    цифровых камер системы Four Thirds с размером кадра 13,5x18 мм).
    Несмотря на одинаковое фокусное расстояние всех трех объективов, только
    объектив Flektogon 50 мм f/4, спроектированный как широкоугольный (угол
    поля изображения около 80 градусов), сможет создать изображение около 9
    сантимет­ров в диаметре, достаточное для покрытия кад­ра 6х6 см.


     


    Объективы же другой конструкции -стандартный Canon EF 50 мм f/1.8
    (угол зрения около 50 градусов) и длиннофокусный Zuiko Digital ED 50 мм
    f/2.0 Macro (угол зрения около 30 градусов) не в состоянии выполнять
    функ­ции 50-мм широкоугольника в системе средне-форматных камер,
    поскольку создаваемое ими изображение имеет диаметр лишь чуть больше 50
    мм/25 мм соответственно (вместо необхо­димых для этого 90 мм). С другой
    стороны, функции стандартного 50-мм объектива в сис­теме 35-мм пленочных
    камер с размером кадра 24x35 мм может выполнять не только специ­ально
    спроектированный для этой цели Canon EF 50 мм f/1.8, но и
    широкопленочный широко-угольник Flektogon 50 мм 1/4. А уж функции
    длиннофокусного объектива в системе цифро­вых зеркальных камер «четыре
    третьих» может выполнять любой 50 мм объектив из представ­ленной нами
    тройки - любой из них без винье­тирования и каких-либо других проблем
    по­крывает изображением матрицу 13,5x18 мм.





    Естественно, что использование огромного, тяжелого и менее
    светосильного среднеформатного объектива вместо такого же по
    выпол­няемым функциям, но заметно более легкого, компактного и
    светосильного объектива, спе­циально спроектированного для работы в
    сис­теме «четыре третьих» - это больше теоретиче­ская идея, чем
    практическая необходимость (тем более что применяемые при этом
    переход­ники значительно ухудшают функциональность камеры). К тому же
    различие в способе крепле­ния объектива к аппарату еще больше
    затруд­няет такого рода эксперименты. А уж поставить объектив от
    цифровой зеркалки формата 4/3 на 35-миллиметровую или на среднеформатную
    зеркалку - и вовсе невыполнимая задача, поскольку в этом случае
    наведению резкости такого объектива на бесконечность будет ме­шать
    зеркало.


     



    Так почему мы так подробно остановились именно на этой проблеме,
    которая раньше бы­ла знакома лишь фотографам, работающим с
    крупноформатными карданными и полевыми камерами?


     



    Причиной этому - широкое распространение относительно недорогих
    системных цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon, Nikon, Pentax, Sigma и
    Minolta, совместимых по оптике с пленочными 35-мм зеркальными
    аппаратами тех же фирм. Уменьшенные (в сравнении с ка­дром 24x36 мм)
    размеры матрицы этих цифро­вых аппаратов привели со временем к
    необхо­димости разработки широкоугольных и стандартных зум-объективов,
    оптимизиро­ванных для работы с матрицей формата APS-C, поскольку любой
    объектив от пленочной зеркалки при использовании на цифровой зеркалке
    имеет заметно меньший угол зрения. Для те­леобъективов это, конечно,
    удобно. А вот широкоугольная оптика сразу теряет сбои заме­чательные
    свойства. Поэтому, когда количество выпускаемых цифровых фотоаппаратов с
    «по­лукадровой» матрицей (15,6x23,7 мм или 15x22.5 мм) стало
    значительным, а цены на них стали вполне демократичны, в продаже
    появи­лись и специальные объективы, рассчитанные на работу с такой
    матрицей.


     


    Первыми «полу­кадровую» оптику выпустили компании Nikon (серия
    объективов «DX» - AF-S DX 12-24/4 IF ED, AF-S DX 18-7O/3.5-4.5G IF ED,
    AF-S DX 17-55/2.8 G IF ED и AF DX Fisheye 10.5/2.8D ED) и Canon (серия
    объективов «EF-S» - EF-S 18-55/3.5-5.6, EF-S 10-22/3.5-4,5 USM и EF-S
    17-85/4-5.6 IS USM). А сейчас у большинства про­изводителей оптики уже
    есть целые линейки специальных «полукадровых» объективов -это, например,
    серия объективов «DA» у Pentax (DA 14/2.8, DA 16-45/4 ED AL, DA
    18-55/3.5-5 6, DA 50-200/4-5.6 ED) и серия «DC» у Sigma (10-20/4.0-5.6
    EX DC HSM, 18-50/2.8 EX DC, 18-50/3.5-5.6 DC, 18-125/3.5-56 DC,
    18-200/3.5-6.3 DC, 55-200/4-5.6 DC, 30/F1.4 EX DC HSM). Специальные
    «цифровые» объективы чаще всего являются, образно говоря, «уменьшенны­ми
    аналогами» стандартных и широкоугольных «полнокадровых» зумов за счет
    того, что они рассчитаны на покрытие «полукадровой» мат­рицы (а не
    полного кадра 24x36 мм), а диапа­зон фокусных расстояний пропорционально
    смещен в сторону уменьшения.


     


    К примеру, объектив Canon EF-S 17-85/4-5.6 IS USM при применении на
    цифровых зеркалках Canon EOS 300D, EOS 350D и EOS 20D практически
    полно­стью идентичен «полнокадровому» объективу Canon EF 28-135/3.5-5.6
    IS USM как функцио­нально (при использовании последнего на пле­ночных
    зеркалках), так и по размерам и даже по внешнему виду!


     



    Однако с выпуском относительно недорогих «полукадровых» цифровых
    зеркальных аппара­тов пленочная техника не пошла в утиль. Доста­точно
    многие фотографы используют одновре­менно как цифровые, так и пленочные
    аппараты. Тем более что для кого-то из них ос­новным критерием выбора
    цифрового аппара­та была совместимость по оптике и аксессуарам с
    имеющейся на руках пленочной системой. И если на цифровой зеркалке без
    проблем можно использовать практически любой объе­ктив от пленочного
    аппарата, то «цифровой» объектив установить на пленочную зеркалку в
    большинстве случаев можно (поскольку байонет «цифровых» объективов
    Nikon, Pentax, Minolta и Sigma полностью совместим с байонетом
    соответствующих пленочных аппаратов). А вот при попытке фотографировать
    выясняет­ся, что специальный "цифровой" объектив не состоянии покрыть
    изображением всего лишь около двух третей площади кадра пленки.


     


    Увы, «бесплатным широкоугольником» такой объек­тив не сможет
    работать, и место ему исключи­тельно на цифровых аппаратах с
    «полукадро­вой» матрицей. Поставить же своеобразный предохранитель,
    запрещающий использовать «полукадровую» оптику, на полнокадровых
    цифровых и пленочных аппаратах решила толь­ко компания Canon, разработав
    для своих «полукадровых» цифровых объективов особый байонет EF-S,
    механически несовместимый со стандартным байонетом EF. При этом ответный
    байонет EF-S «полукадровых» цифровых зеркалок EOS 300D. EOS 20D и EOS
    350D спроектиро­ван таким образом, что позволяет без ограни­чений
    устанавливать и использовать любой объектив как с новым байонетом EF-S,
    так и со стандартным байонетом EF.


     



    Уделим внимание и второй причине, по ко­торой в качестве нормальной и
    широкоуголь­ной оптики на цифровом фотоаппарате жела­тельно применение
    специально спроектированных для этого объективов. Светоприемные сенсоры
    цифровых фотоаппаратов (КМОП и ПЗС-матрицы).


     


    В отличие от пленки, гораздо критичнее относятся к углу падения
    лу­чей света. И если лучи попадают на поверхность матрицы не
    перпендикулярно ее поверхности, а под более острым углом, то некоторая
    часть свете уже не попадает на светочувствительную поверхность
    фотоприемника из-за перегоро­док между ячейками. Эта особенность работы
    матриц приводит к тому, что при использова­нии на цифровых зеркалках
    некоторых объек­тивов, разрабатывавшихся для работы на пле­ночных
    аппаратах, изображение по краям кадра заметно теряет четкость,
    становится не­сколько темнее, а в некоторых случаях могут даже появиться
    цветовые артефакты. Для пре­дотвращений этого неприятного явления
    объек­тивы для цифровых аппаратов должны обладать свойствами так
    называемой «теле­центрической» оптики.


     


    Основное преимущест­во телецентрической оптики состоит в том, что она
    обеспечивает попадание лучей света на ма­трицу фотоаппарата практически
    перпендику­лярно к поверхности не только по центру кадра, но и на его
    краях. За счет оптимального угла па­дения лучей света на матрицу
    правильно рассчитанный объектив позволяет добиться лучшей четкости,
    равномерной яркости и пра­вильной цветопередачи го всему полю
    изобра­жения.


     



    Термин «телецентрическая оптика» впервые ввела в
    широкий оборот компания Olympus Optical, представляя разработанную ей
    систему зеркальных цифровых фотоаппаратов формата «четыре третьих». При
    этом, разумеется, ком­пания пообещала, что вновь рассчитываемая оптика
    Zuiko Digital для новой системы будет обладать телецентрическими
    свойствами, а значит картинки будут яркими и четкими от края до края.





    Современные объективы других фирм, пред­назначенные для использования
    как на пленоч­ной, так и на цифровой технике, также либо
    разрабатываются с учетом особенностей при­менения их на цифровых
    зеркалках, либо (как минимум) проходят обязательное тестирова­ние на
    отсутствие явных проблем при работе е «цифровом» варианте. В качестве
    примера та­кой универсальной оптики можно привести объективы Canon EF
    24-70/2.8 L и Canon EF 17-40/4 L. Другой пример - компания Sigma,
    ко­торая провела «инвентаризацию» немалого ко­личества своих объективов
    на предмет совместимости с цифровыми аппаратами. В ре­зультате этой
    работы более полудюжины объе­ктивов были заменены аналогами, имеющими е
    своем названии аббревиатуру «DG» (Digital Grade), то есть
    рекомендованными для исполь­зования и на цифровых аппиратах. Мы видим,
    что объективов, как разработан­ных для использования только с
    «полукадровы­ми» цифровыми зеркалками, так и одинакоао пригодных для
    эксплуатации на цифровых и пленочных зеркальных фотоаппаратах
    стано­вится все больше и больше. Поэтому будем на­деяться, что благодаря
    широкому распространению объективов, специально разработанных с учетом
    особенностей использования на цифровых аппаратах, проблем с качеством
    изображения (даже при росте мегапикселей этого класса фотоаппаратуры в
    будущем), на­блюдаться не будет.





    Рекомендовать:




    Источник: http://www.aldus.ru/cash/sites0/lens_1.html
    Категория: Мои статьи | Добавил: allgolovin (10.10.2010)
    Просмотров: 1119 | Теги: объектив, выбор объектива | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    ComForm">
    avatar

    Copyright MyCorp © 2024